|
Мастерская, технологии
Оружие и доспехи XV века из собрания Кливлендского музея искусств
Алебарда
Германия (?), начало 16 века
Сталь, четырехгранное острие, деревянное древко (квадратное со скошенными углами)
Размеры: 217.4см, Лезвие: 21.9см x 30.5см
Датируется: примерно 1500-1525
|
Алебарда
Швейцария, конец 15 века
Сталь, деревянное древко (квадратное со скошенными углами)
Размеры: 205.7см, Лезвие: 20.3см x 41.9см
Датируется: примерно 1480-1500
|
Билл
Италия, 15 век
Сталь, дерево
Размеры: 184.8см, Лезвие: 11.4см x 77.5см
Датируется: примерно 1480
Оружие известное как "билл" имеет прототипом крестьянский инструмент для полевых работ. Использовалось по всей Западной Европе, особенно популярно было в Италии и Англии, часто занимая там нишу центральноевропейской алебарды.
|
Боевой топор
Скандинавия (?), 15 век
Сталь, дерево
Размеры: 93.3см, Лезвие: 18.7см
Датируется: 1400
|
Меч
Европа (не уточнено), 15 век
Сталь
Размеры: 103.5см, Рукоять: 19.1см
Датируется: 1400
|
Полуторный меч
Южная Германия, начало 16 века
Сталь, дерево, кожа; рукоять и спиральная намотка проволокой из черненой стали
Размеры: 117.5см, Лезвие: 90.2см, Рукоять: 26.4см, Перекладина: 21см
Датируется: примерно 1500
|
Шапель
Италия, 15 век
Сталь
Размеры: 30.3см x 25.9см x 17.5см
Датируется: примерно 1460
Открытые шлемы, подобные представленному, использовались средневековой пехотой. Такой шлем весит 12? фунтов (5,66кг). Такой вес требуется в условиях осады - пехота в таких шлемах взбиралась на стены защищенных городов. К отверстиям по краю крепился полог из льняной ткани.
|
Шапель
Мастерская Антонио Миссаглия (Италия, 1416/17 - 1495/96)
Сталь
Размеры: 36см x 22см x 26.6см
Датируется: примерно 1475-1500
|
Гульфик
Европа, 15 век
Стальные кольца;
Размеры: Диаметр: 1см, 47.7см x 31.8см
Датируется: 1400
|
Нашейник
Европа, 15 век
Стальные кольца
Размеры: диаметр: 0.5cм, 61.5cм x 25.7cм
Датируется: 1400
|
Бувигер готический
Испания (Испано-фламандский стиль) 15 век
Сталь
Размеры: 27.4см x 16.3см
Датируется: примерно 1480
Элемент доспеха, закрывающий шею, подбородок и верх груди. Обычно используется с открытыми шлемами - например с саладом.
|
Кираса готическая (низ выполнен как fleur-de-lys)
Южная Германия или Австрия, Иннсбрук, конец 15 века
Сталь
Размеры: 53.2см x 35.21см x 16.3см
Датируется: примерно 1475-1500
Элегантно созданная кираса состоит из двух частей скрепленных по бокам. Нижняя часть выполнена расширяющейся, и переходит в подобие юбки (fleur-de-lys) На паре дыр справа в районе подмышки должен крепиться копьедержатель, но он ныне утерян.
|
Кираса готическая с пологом
Северная Италия, конец 15 века
Сталь, бронзовые головки заклепок
Размеры: 41см x 31.7см x 14см
Датируется: примерно 1475-1500
|
Кираса готическая
Южная Германия или Aвстрия, 15 век
Сталь
Размеры: 50.5см x 35.8cм x 15.8cм
Датируется: примерно 1485
Отдельные элементы доспеха, подобно этой кирасе, были украшены продольными чеканными полосами, чтобы оружие не скользнуло по гладкому металу в уязвимую часть доспеха.
|
Кираса готическая (с копьедержателем)
Италия, конец 15 века
Сталь
Размеры: 45см x 35.2cм
Датируется: примерно 1490-1500
|
Бригандина (перед)
Италия (?), начало 16 века
Размеры: 56.5cm x 47.6cm
Датируется: примерно 1500-1525
Бригандина - легкая защита тела, популярная как среди пехоты, так и среди рыцарей на всем протяжении между 1400 и 1550 годами. Она делается из множества небольших пластин закрепленных на тканевой основе. Некоторые экземпляры, подобные приведенному, покрывались сверху бархатом, шитым золотой нитью. Легкие бригандины отлично защищали от превратностей погоды, хотя в боевой обстановке давали гораздо меньшую защиту, чем готический доспех.
|
Кираса готическая
Германия, конец 15 века
Сталь, современные кожаные ремни
Размеры: 44.5см x 34.5см x 16.5см
Датируется: примерно 1475-1500
|
Кольчуга
Европа, 15 век
Очень хорошие кольца; кант по нижнему краю из латунных колец
Размеры: диаметр: 0.25cм, 145.5cм x 74.3cм
Датируется: 1400
|
Кольчуга
Европа, 15 век
Стальные кольца
Размеры: диаметр: 1.1cм, 128.3cм x 91.4cм
Датируется: 1400
|
Кольчуга
Европа, 15 век
Стальные и латунные кольца
Размеры: диаметр: 0.55cм, 52.1cм x 78.2cм
Датируется: 1400
|
Кольчуга
Европа, 15 век
Стальные кольца
Размеры: 121.3cм x 85.7cм
Датируется: 1400
|
Кольчуга
Европа, 15 век
Стальные кольца; кожаный нашейник
Размеры: 124.5cм x 127.cм
Датируется: 1400
|
На заре рыцарства, защитное вооружение состояло из длинной кожаной рубахи, на которую наклепывались железные чешуйки или даже просто железные полосы. Эта рубаха с короткими широкими рукавами свободно висела на воине и не должна была стеснять его движений. Иногда такой доспех дополнялся и короткими, до колен, кожаными штанами.
На голове воина был кожаный капюшон, поверх которого надевался конической формы шлем с широкой металлической стрелкой, закрывающей нос. Щит был длинным, чуть ли не во весь рост, миндалевидной формы. Он сколачивался из крепких досок и обивался с наружной стороны плотной кожей с металлическими оковами. Защищенный таким образом воин был почти неуязвим для современного ему наступательного оружия.
Иногда на кожаную основу вместо железных чешуек или полос нашивались рядами железные кольца; при этом кольца одного ряда до половины закрывали следующий. Позже оружейники начали делать доспехи, состоящие из одних только стальных колец, каждое из которых захватывало четыре соседних колечка и было наглухо запаяно.
Однако, справедливости ради надо подчеркнуть, что такая идея была позаимствована европейцами на Востоке. Уже в первом крестовом походе, в самом конце XI века, рыцари столкнулись с врагом, одетым в легкие и гибкие кольчуги, и оценили такое вооружение по достоинству. Немало этих восточных доспехов досталось им в качестве военных трофеев, а позже производство кольчуг наладили и в Европе.
Уже к середине XII века рыцарство было полностью одето в кольчуги. На гравюрах того времени показано, что стальная чешуя закрывала воина буквально с головы до ног: и наножники, и перчатки, и капюшоны. Эту гибкую стальную одежду надевали на кожаную или стеганую поддеву, предохраняющую от ушибов, а они могли быть очень чувствительными, даже если меч или боевой топор не разрубал стальных колец. Поверх же кольчуги надевали полотняную тунику, предохраняющую доспех от порчи, и нагрева солнечными лучами.
Поначалу туника выглядела очень скромно, - она ведь предназначалась для боя, - но с течением времени стала роскошным, щегольским одеянием. Шили его из дорогой ткани, украшали вышивкой – обычно изображениями родового рыцарского герба.
Кольчужное вооружение было несравненно легче прежнего. Современники утверждали, что двигаться в нем было столь же легко и удобно, как и в обычной одежде. Рыцарь получил большую свободу действий в бою, был способен наносить врагу быстрые и неожиданные удары.
В таких условиях и большой, закрывающий чуть ли не все тело щит был уже помехой: кольчужное плетение и так в достаточной степени защищало тело рыцаря. Щит, постепенно уменьшаясь, стал служить лишь дополнительной защитой от ударов копья или меча. Форма щитов теперь была самой разнообразной; на внешней стороне изображался герб, а с внутренней, укреплялись ремни, чтобы его было удобно держать на левой руке.
У прямоугольных или удлиненных щитов ручки-ремни были поперечными. В шести- или восьмигранных, а также круглых щитах ремни располагались так, чтобы при ношении основание герба всегда оказывалось внизу. Самый широкий ремень приходился на предплечье,а самый короткий и узкий зажимался кистью.
Изменился и шлем, теперь он был не коническим, а кадкообразным, нажними краями он опирался на плечи рыцаря. Лицо было закрыто полностью, оставались только узкие прорези для глаз. Появились и украшения на шлемах, сделанные из дерева, кости, металла – в виде рогов, огромных когтей, крыльев, железных рыцарских перчаток…
Однако и у такого, вроде бы достаточно совершенного, надежного и удобного вооружения были свои недостатки. Кадкообразный шлем давал слишком мало воздуха для дыхания. В самый разгар схватки его даже приходилось снимать, чтобы не задохнуться. Сквозь узкие глазницы нелегко было ориентироваться; случалось, рыцарь не сразу мог отличить врага от друга. К тому же шлем никак не скреплялся с другими доспехами, и ловким ударом его можно было повернуть так, что перед глазами вместо прорезей оказывалась глухая сторона. В этом случае рыцарь был в полной власти противника.
Источник: http://www.clubavalon.ru
Images © The Cleveland Museum of Art 2001
На главную |
Изделия из камней - бусы, четки, подвески, минералогические образцы
Искусство выживания |
Безопасность, оснащение |
Боевые искусства мира |
Об огнестрельном оружии
Ролевые игры, фестивали |
История костюма, доспеха |
Мастерская, технологии |
Стихи Антона Кафтанова
|